Главная » 2021 » Февраль » 15 » Научно-практическая конференции педагогов «Эффективные педагогические технологии в образовательном процессе в рамках реализации ФГОС»
12:14
Научно-практическая конференции педагогов «Эффективные педагогические технологии в образовательном процессе в рамках реализации ФГОС»

Научно-практическая конференции  педагогов

 «Эффективные педагогические технологии в образовательном процессе  в рамках реализации ФГОС»

8 февраля  2021 года в техникуме состоялась научно-практическая конференция  педагогов «Эффективные педагогические технологии в образовательном процессе  в рамках реализации ФГОС». Тематика конференции определена в соответствии с методической проблемой, над реализацией которой трудится педагогический коллектив «Модернизация образовательного процесса  в соответствии с требованиями ФГОС СПО, ФГОС СПО ТОП-50, профессиональных стандартов, работодателей как условие подготовки конкурентоспособного специалиста».

Цели и задачи конференции:

  • распространение педагогического опыта педагогических работников;
  • формирование у педагогов установки на повышение качества практико-ориентированной подготовки студентов   в учебно-воспитательном процессе;
  • повышение творческой активности педагогических работников, использующих инновационные технологии;
  • предоставление педагогическим работникам возможности профессионального общения и обмена опытом.

Организатор конференции – методическая служба техникум.

Конференция является своеобразным  отчетом педагогов по методическим темам-проблемам, над которыми они работают на протяжении определенного времени.

Выступившие на научно-практической конференции преподаватели Т.А. Гуртовенко, Н.Г. Николюк, А.А. Олешко, Т.Н. Коноваленко, мастер производственного обучения М.В. Кабанко, руководитель кружка «Управляй финансами» С.В. Булда воспитатель общежития О.Н. Лихман, педагог-психолог И.Н. Харченко познакомили присутствующих с наиболее эффективными современными педагогическими технологиями, раскрыли свой опыт их использования в образовательном  и воспитательном процессе, во внеурочной деятельности,  дали рекомендации по их применению в педагогической деятельности.

Т.А. Гуртовенко, преподаватель экономических дисциплин, поделилась с участниками конференции опытом работы по использованию в образовательном процессе игровых технологий. Тема её выступления «Формирование общих и профессиональных компетенций через игровые технологии». Тамара Анатольевна продемонстрировала использование данной педагогической технологии на итоговом уроке при изучении раздела «Внешнеэкономическая деятельность» по МДК 01.01. Организация коммерческой деятельности. Преподаватель подробно представила методику подготовки и проведения  урока в форме ролевой игры,  организацию работы студентов в микрогруппах  на различных этапах урока, методическое и дидактическое обеспечение занятия, современные технические средства обучения, программное обеспечение, различные виды заданий - творческие, практические, ситуационные.  Работая в группах и индивидуально, студенты выполняли различные задания: на этапе проверки домашнего задания в игровой форме смоделировали продажу товаров, одна команда на «аукционе», другая - на «ярмарке», где товаром являлись вопросы по теме, а средством платежа - знания студентов. В роли работников коммерческой службы отдела продаж и отдела внешнеэкономической деятельности члены команд выполняли практические задания по составлению международного договора купли-продажи и решали профессиональные ситуации. Использование нетрадиционной формы занятия позволило в полной мере продемонстрировать уровень сформированности общих и профессиональных  компетенций студентов.

Т.Н. Коноваленко рассказала об использовании информационных технологий по дисциплине «Документационное обеспечение управления» для специальности «Коммерция», применяемых в учебном процессе при проведении практических занятий, поделилась опытом работы с программой для интерактивной доски «Notebook». Продемонстрировала разработанный электронный образовательный ресурс по теме «Документирование. Правила оформления организационно-распорядительных документов». ЭОР можно использовать на уроках при  обобщении и систематизации знаний студентов по разделу «Документирование. Правила оформления организационно-распорядительных документов», а также на других уроках  при изучении конкретного вида документа на этапе опроса или закрепления. Цель ЭОР: развитие умения обобщать и систематизировать знания, развитие познавательного интереса, творческой активности студентов; совершенствование умений студентов применять знания в проблемных ситуациях. ЭОР выполнен в программном обеспечении для интерактивной доски 
Smart Notebook. ЭОР содержит: задания,  упражнения,  тесты, ситуационные задачи. Все задания носят интерактивный характер. ЭОР можно использовать как для индивидуальной работы, так и для работы в микрогруппах.  Применение современных технических средств обучения, внедрение интерактивных технологий на уроках способствует повышению мотивации и интереса к дисциплине, формированию общих и профессиональных компетенций, получению качественного образования.

Н.Г. Николюк,  преподаватель землеустроительных дисциплин, в докладе «Применение дистанционных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС СПО» поделилась опытом работы по эффективному использованию дистанционных образовательных технологий при обучении студентов специальности «Землеустройство». Формы работы с обучающимися преподаватель выбирает самостоятельно в зависимости от целей обучения: чат-занятие или веб-занятие. Социальную сеть ВКонтакте, мессенджеры WhatsApp, Viber использует как средство общения преподавателя как с одним обучающимся, так и с группой, например, для устранения «пробелов» при изучении темы. С помощью электронной почты проводит рассылку учебных заданий и материалов; получает уведомления о выполненных заданиях обучающимися. Ресурсы сети Интернет используют в процессе обучения как богатый иллюстративный или справочный материал для повторения или изучения тем.

Специальность «Землеустройство» имеет специфические особенности, так как основывается на расчетах и чертежах. Распространенные платформы, такие как MOODLE, не совсем подходят, потому что графические материалы загрузить на платформу нельзя, так как они имеют объем больший разрешенной загрузки. В целях контроля знаний преподаватели используют сервис Лернинг Апс для создания интерактивного контента (игры, ребусы, ленты времени  и т.д.). Материалы, первоначально приготовленные для проведения дистанционного обучения, используются затем в очном обучении, следовательно, происходит взаимная интеграция очного и основанного на использовании дистанционных образовательных технологий  обучения.

О реализации практико-ориентированного подхода на уроках, практических занятиях, учебных и производственных практиках по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» поделились педагоги специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Преподаватель МДК 01.02. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта А.А. Олешко основной акцент в своей педагогической деятельности делает на практико-ориентированное обучение, так как это процесс формирования профессиональных компетенций, тема его выступления «Практико-ориентированные  технологии, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся». Практико-ориентированное обучение дает возможность поэтапно сформировать  профессиональные компетенции и подготовить студентов к  будущей профессии.

Мастер производственного обучения М.В. Кабанко поделился опытом по теме «Практико-ориентированное обучение как эффективная форма обеспечения требований работодателей к  уровню подготовки будущих специалистов». На своих занятиях преподаватели и мастера производственного обучения техникума применяют активные и интерактивные методы обучения, такие как: деловые имитационные игры; решение практических профессиональных задач;  экскурсии на АТП  и СТО города;  применение метода анализа конкретных ситуаций;  проведение конкурсов;  разнообразные формы самостоятельной работы студентов (выполнение творческих работ, создание презентаций, исследовательская деятельность); участие в научно-практических конференциях;  выполнение курсовых и дипломных работ. Практико-ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными на рынке труда.

Руководитель кружка «управляй финансами» С.В. Булда выступила с докладом «Применение инновационных технологий при организации и проведении мероприятий по финансовой грамотности». Необходимость выработки навыков обращения с деньгами, совершения простейших финансовых операций, планирования личного бюджета – одни из  важных задач в настоящее время. На решение этих проблем направлена реализация Национальной программы повышения финансовой грамотности населения, цель которой - создание основ для формирования финансово грамотного поведения.  С 2017 г. курс «Финансовая грамотность» в техникуме реализуется в рамках внеурочной деятельности, а отдельные элементы внесены в дисциплину «Основы предпринимательского дела». В сентябре 2020 г. утверждена дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Управляй финансами», руководителем которого является Булда С.В.

Светлана Валерьевна определила цели применяемых технологий, привела примеры мероприятий, в процессе которых реализуются данные технологии, раскрыла опыт их использования во внеурочной деятельности,  дала рекомендации по их использованию.

При организации и проведении мероприятий по финансовой грамотности педагог считает наиболее результативными следующие технологии:

1)Коммуникативно-диалоговые технологии (диспут, дискуссия, интеллектуальный бой, телемост,  пресс-конференция, интервью, круглый стол).

2)Проблемно-поисковые технологии (решение проблемных задач, проблемных ситуаций, кейс-технологии, презентации и защиты творческих проектов, исследовательских работ).

3)Имитационно-игровые технологии (организационно-деятельностные, деловые, ситуационно-ролевые игры).

4)Рефлексивные технологии.

5)Арт-технологии (мини-лекции, кейс-студия, видеообсуждение).

Руководителем кружка были подготовлены и проведены в техникуме следующие мероприятия: тренинг «Разговор покупателя с менеджером», тренинг-игра «Не в деньгах счастье», конкурс-селфи «Копим на мечту», круглый стол «Значимость и необходимость финансовой грамотности и защиты прав потребителей в современных условиях», олимпиада «Что мы знаем о финансах?» и другие Результативным мероприятием стал финал регионального конкурса «Азбука финансов», где студенты заняли 1 место.

Таким образом, использование инновационных технологий во внеурочной деятельности со студентами способствовало  выработке навыков обращения с деньгами, планирования личного бюджета, управления финансовыми рисками у молодых людей, готовящихся вступить в самостоятельную взрослую жизнь.

Об использовании инновационных технологий в деятельности воспитателя общежития поделилась О.Н. Лихман, выступив с докладом «Инновационные педагогические технологии в организации воспитательной работы в общежитии». Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт обучающихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.  Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты: диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, организационно-деятельностный компонент, контрольно- управленческий компонент.  Систематически Ольга Николаевна применяет  в воспитательном процессе в общежитии следующие инновационные технологии: коллективное творческое дело, информационно-коммуникативные технологии, социальное проектирование, организационно-деятельностные игры (ОДИ), здоровьесберегающие технологии, арт-технологии, шоу-технологии, «информационное зеркало». 

Технология «Коллективное творческое дело» направлена на  стремление к общению, к познавательной активности. Через эту технологию реализуется много мероприятий, например, организация праздников: «Мастерская деда Мороза» -  оформление фойе и окон к Новому году,  поздравление ветеранов техникума, изготовление студентами подарков ко Дню пожилого человека, оформление фасада и фойе общежития ко Дню Победы.

Информационно – коммуникативные технологии приобрели особое значение с переходом на дистанционный режим и в условиях карантина. Это создание сайта, банка идей, видеосюжетов с использованием Интернета, медиатеки. Студентами были созданы видеоролики различной тематики для участия в городских конкурсах; для поздравления родителей, педагогов ко Дню учителя, Дню Матери, Дню Здоровья.  Для мобильного взаимодействия создана группа в социальном мессенджере Вацап.

Социальное проектирование - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение. Примером использование такой технологии является функционирование Студенческого  совета самоуправления (подготовка мероприятий, разбор конфликтных ситуаций, принятие коллективных решений).

Организационно-деятельностные игры (ОДИ) – технология позволяющая охватить большое количество студентов. Это, например, проведение квест-турнира, посвященного 23 февраля.  Одной из эффективных форм работы является организация  Клуба выходного дня, который постоянно функционирует в общежитии в соответствии с планом развития.

 Здоровьесберегающая технология представлена направлением ЗОЖ. В общежитии регулярно проводятся шахматные, теннисные и  футбольные турниры. Экологообразовательные технологии представлены различными мероприятиями: генеральные уборки на этажах, уборка территории,  экологический десант. Арт-технологии - воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства. Шоу-технологии имеют три особенности: деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий. В общежитии проводятся различные конкурсы, соревнования, КВНы.

Педагог-психолог, работая с детьми,  постоянно  ориентируется  на их  личность. В своем докладе «Психолого-педагогические технологии,  используемые в работе педагога-психолога» И.Н. Харченко, педагог-психолог техникума, наиболее эффективными определила следующие технологии:

- здоровьесберегающие технологии;

- информационно-коммуникационные  технологии;

- личностно-ориентированные технологии.

Преимущество здоровьесберегающих технологий в том, что они позволяют воспитывать культуру здоровья, создавать  условия для формирования  мотивации  здорового образа жизни; учить  подростков использовать полученные  на занятиях знания  и умения в повседневной жизни. Поэтому в течение всего учебного года в работу включены здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению оптимального результата в вопросах сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся.

Направления здоровьесберегающих технологий: технологии сохранения и стимулирования здоровья (гимнастика дыхательная, подвижные и спортивные игры и т.д.);  технологии обучения здоровому образу жизни (коммуникативные  игры, игровые и тренинговые упражнения;  коррекционные технологии.  Главной задачей личностно-ориентированных технологий является раскрытие индивидуальности подростка. Их назначение - работа по преодолению собственных внутренних коммуникативных стереотипов. Работая с группой педагог-психолог использует различные игры и упражнения (игра «Поменяйтесь местами...», игра «Ладошки», упражнение «Колесо жизни», упражнение «Мои сильные стороны» и т.д.)

Все представленные выше психолого-педагогические технологии, педагог-психолог использует не разрозненно, а основываясь на принципе необходимости и системности, наиболее превалирующей считая здоровьесберегающие технологии. Ведь основная задача образования заключается в том, чтобы подготовить подростка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколение.

По результатам конференции издан сборник, содержащий тезисы выступлений. Педагогические работники, выступившие с докладами, получили сертификаты участников научно-практической конференции.

Научно-практическая конференция организована на высоком методическом уровне. По мнению коллег, подобные мероприятия не только помогают педагогам в самообразовании, но и сплачивают коллектив, нацеливая на повышение и совершенствование  своего научно-методического  уровня.

Надеемся, что представленный на конференции материал заинтересует присутствующих коллег, а предложенный опыт работы найдет применение в образовательном процессе.

 

 Коноваленко Т.Н., методист

Категория: Методический процесс | Просмотров: 143 | Добавил: ivanovna_olga

Copyright MyCorp © 2024