Главная » 2018 » Ноябрь » 17 » Формирование профессиональной направленности студентов в период обучения по специальности «Ветеринария»
21:55
Формирование профессиональной направленности студентов в период обучения по специальности «Ветеринария»

Формирование профессиональной направленности студентов в период обучения по специальности «Ветеринария»

Задача профессионального образования – это формирование профессионально компетентного выпускника, способного к профессиональной мобильности. Исходя из этого одной из приоритетных задач преподавателей является формирование профессиональной мотивации у обучающихся, начиная с первого курса.

На первом курсе специальности «Ветеринария» нами проведена входная диагностика, направленная на изучение мотивации обучения, первоначального уровня профессиональной направленности студентов нового набора, с целью выявления проблем, которые впоследствии могут затруднить процесс повышения профессиональной направленности, и их последующего учета в выстраивании траектории работы, а также повлиять на сохранность контингента. Результаты диагностики показали, что поступили в техникум до 34% студентов специальности «Ветеринария», имеющих низкий и недостаточный уровень направленности на специальность, кроме того, еще и низкий уровень знаний.

Основными мотивами, которыми руководствовались поступающие: получить хорошее профессиональное образование (из 25 человек 12 человек), получить диплом об образовании (не важно какой), получить отсрочку от армии, отсрочить вхождение во взрослую трудовую жизнь, пожить веселой студенческой жизнью. Мотив получить образование, гарантирующее последующее трудоустройство, не выбрал ни один студент. Залог успешной мотивации такого контингента студентов – четко выработанная система организации учебного процесса.

В начале учебного года проводятся мероприятия, способствующие повышению мотивации: день знаний, день первокурсника, посвящение в студенты. Активное участие принимали первокурсники во внеклассных мероприятиях, например, в классном часе «Я и моя бедующая профессия». На классном часе со студентами провела интересную практическую работу на оставление перечня тех качеств, которые они должны развивать у себя, чтобы сформировать пригодность к будущей профессии, а также тех, которые важно преодолеть, подавить для успеха в будущей профессиональной деятельности. Наметили серию действий для тренировки или, наоборот, ликвидации каждого качества.

Для создания положительной мотивации к обучению на первом курсе провожу экскурсию на производство, цель которой – дать студентам представление о будущей профессии. Подчас только первое знакомство с производством дает правильное представление о выбранной профессии, что во многом определяет дальнейший успех в ее овладении. Обучающиеся воочию видят предстоящий труд, знакомятся с оборудованием, материалами, организацией труда в условиях производства, видят конечный результат труда большого коллектива, и у них возникает четкое представление о будущей деятельности.

Будучи ведущим преподавателем ветеринарных дисциплин, своей главной задачей считаю – научить. Научить работать руками, научить выполнять работу грамотно и профессионально, привить интерес к выбранной профессии, чтобы в дальнейшем он получил не только материальное, но испытывал и моральное удовлетворение от своего труда.

Понимание значимости своего труда, чувство ответственности за свою работу закладывается на практических занятиях, уроках на производстве,  в ходе которых у обучающихся формируются профессиональные компетенции. Одним из важных условий формирования компетенций является грамотная постановка целей и задач. Использую различные способы вовлечения обучающихся в процесс постановки целей и задач: проблемные ситуации, диалог, проективные вопросы, работа с текстом, например, с таким: «Болезни пчел приводят к гибели и ослаблению пчелиных семей, враги и вредители пчел снижают их качество и продуктивность, наносят значительный ущерб пчеловодству.

Поэтому правильная организация мер борьбы и профилактики имеет большое значение по развитию пчеловодства и повышению его продуктивности».  Предлагаю студентам выделить в тексте ключевые слова. Из предложенных слов, сформулировать тему, а затем цели и задачи занятия.  Создание положительной мотивации формирует интерес к специальности в целом. Это вызывает живой интерес не только к деятельности на уроке, но и в приобретении практического опыта, умений и знаний.

Для организации учебно-воспитательного процесса применяю информационные технологии, проблемное обучение, технологию группового взаимодействия, разнообразные формы уроков. Активные методы обучения: деловые игры, анализ производственных ситуаций, решение профессиональных задач, например, этот враг на конце тела имеются «щипцы», состоящие из двух твердых крючков. Питаются разнообразной пищей растительного и животного происхождения. Днем прячутся от солнца и света, а ночью проникают в ульи, где поедают мед и пергу, беспокоят пчел. Живут они в утепляющем материале, в ячейках на крайних сотах.  Кто это? Все это повышает интерес студентов к будущей профессии, активизирует мышление, стимулирует развитие личных качеств.

Часть уроков провожу непосредственно на сельскохозяйственных предприятиях различных форм собственности, где отрабатываем со студентами различные манипуляции и проводим лечение животных. Это позволяет формировать профессиональные компетенции будущих специалистов, создать рациональную и взаимосвязанную систему изучения, обобщения и проверки знаний и умений студентов.

При повторной диагностике в конце второго курса процент направленности на выбранную специальность повысился с 34 до 39%.

Успешно использую формы квазипрофессиональной деятельности: проектирование, научно-исследовательскую работу студентов, анализ производственных ситуаций и решение профессиональных задач, деловые, ролевые игры: «Моя профессия – ветеринарный фельдшер», «Ветеринарный фармацевт». Например, имитирую животноводческий комплекс, назначаю бригадира, ветеринарных врачей, фельдшеров, санитаров, рабочих, ставлю перед студентами производственную задачу. Попадая в условия конкретной производственной деятельности, каждый студент несет ответственность за порученное дело, обучаясь через собственный опыт. После прохождения практики по рабочей профессии «Оператор по искусственному осеменению животных» провожу конкурс  портфолио. Защита портфолио является наиболее эффективной формой, которая, позволяет охватить весь объем выполненных студентами работ, показать меру самостоятельности в профессии и помогает ему подготовиться к осуществлению профессиональной деятельности.

Одним из приемов,  которые  применяю на занятиях, является создание  ситуации занимательности и успеха для студентов с различным  уровнем  владения  учебным материалом. Этот прием помогает студентам преодолеть трудности в усвоении материала, например, использую такие фразы: “У вас обязательно получится”. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..” “Только тебе я и могу доверить…” “Больше всего мне в твоей работе понравилось…” “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…” и т.д. Осознание своей важности и полезности в организации учебного процесса повышает мотивацию. Достижения студентов озвучиваю на уроке. Этим самым формирую положительное отношение к дисциплине. Широко использую элементы состязательности, ситуации познавательного спора, например, «По какой причине корова «играет» языком?», «Чем отличается вирус от бактерии?», «Почему мясо свиней называется свинина, мясо барана – бараниной, курицы – курятина, а мясо коровы – говядина?».  С целью мотивации студентов в содержание  уроков  включаю различные конкурсы и олимпиады. Домашнее задание предлагаю разноуровневое, в зависимости от способностей студентов, с использованием презентации или в бумажном варианте. 

Личностно-ориентированной составляющей является рефлексия. Используя рефлексию,  имею  возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания студентами  учебного материала, степень заинтересованности, отношение к изучаемому материалу и к уроку в целом с помощью обратной связи формирую схему рефлексии:  что делаю, как делаю, почему так делаю, как можно иначе действовать, т.е. результатом каждого занятия является компетентность обучающихся. Рефлексия отдельным студентам дает возможность осознать, в чем состоялся личный прирост знаний и умений.

Внеурочная деятельность обучающихся - это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы. Расширяя и углубляя программный материал, внеурочная деятельность развивает самостоятельность, творческую инициативу обучающегося, тренирует его ум, пробуждает интерес к  своей профессии, формирует навыки общественного поведения и полезной деятельности.

При кабинете организована работа кружка «Ветеринарный калейдоскоп». Основными задачами кружка являются: расширение знаний обучающихся в области ветеринарии; привлечение обучающихся и обучение их методам и приемам научно-исследовательской деятельности; формирование и развитие творческих способностей. Кружковцами 2 курса начато исследование на базе конноспортивного комплекса «Аллюр» по теме «Иппотерапия – лечение с помощью лошадей».

Совместно с членами кружка проводим внеклассные мероприятия профессиональной направленности, встречи с ветеринарными специалистами, во время которых студенты могут задавать самые разные вопросы и получить ответы напрямую от профессионала, что, на мой взгляд, представляет особую ценность. В ходе таких встреч индивидуальные ветеринарные предприниматели г.Славгорода и г.Яровое пригласили студентов 3-4 курса в свои частные ветеринарные клиники  на практику по профилю специальности, с условием, что после окончания они будут трудоустроены в клиниках.

В рамках декады ветеринарных дисциплин прошло внеклассное мероприятие «Ветеринарный врач – врач человечества». На мероприятие были приглашены студенты первого и второго курса, специальности «Ветеринария», учащиеся 9 класса МБОУ «СОШ» №15, а также выпускница ветеринарного отделения, окончившая техникум в 2015 году. В настоящий момент она работает в Управлении ветеринарии по городу Славгороду и городу Яровому ветеринарным врачом отдела безопасности продукции животного и растительного происхождения.  Основная цель мероприятия  - создать условия для формирования и развития  положительной мотивации обучающихся по специальности «Ветеринария»; привлечение учащихся школ к обучению в техникуме по данной  специальности; формирование уважительного отношения к людям, работающим по профессии ветеринарный фельдшер и ветеринарный врач; расширение знаний по истории ветеринарии.

Одним из способов повышения качества профессиональной подготовки и реализации творческого потенциала, а также творческих способностей и интереса к ветеринарным дисциплинам является создание условий для самомотивирования обучающихся  в мероприятиях внешнего уровня.

Таким образом, формирование в процессе обучения и воспитания у обучающихся устойчивого профессионального интереса протекает более успешно, когда эта работа осуществляется комплексно. Именно комплексный подход к формированию профессионального интереса способствует решению задач воспитания будущих специалистов, конкурентоспособных и востребованных в условиях современного рынка труда.

 

Аннотация:

В данной работе автор рассматривает формирование профессиональной направленности студентов в период обучения по специальности «Ветеринария», делится опытом работы по организации мероприятий профориентационной направленности с привлечением учащихся. 

 

Ключевые слова:

Мотивация, профориентация, студент, преподаватель, информационные технологии, интерактивные методы обучения, рефлексия.

 

Список литературы:

  1. Беганцова И. С., Никишев А. В., Смагина Н. В. Профессиональная направленность студентов СПО как фактор развития профессионального самосознания // Молодой ученый. – 2014. - №2 - С. 77-79. - URL https://moluch.ru/archive/80/13782/.
  2. Формирование профессиональных компетенций у студентов СПО -https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/formirovaniieprofiessionalnykhkompietientsiiustudientovspo.

 

Категория: Методический процесс | Просмотров: 330 | Добавил: sagrar

Copyright MyCorp © 2024